Банановый вихрь

05 марта 2010, 12:06
После небольшой паузы стоимость продовольственной корзины «НИ» резко выросла.

Наши журналисты продолжают следить за тем, как меняются цены на продукты в Москве. За февраль наш условный продуктовый набор подорожал на 8,5%. Прибавка более чем чувствительная, особенно если учесть, что в январе стоимость корзины «НИ» в среднем практически не изменилась. Любопытно, что то же самое происходило и год назад. Главными виновниками ценового скачка и тогда, и теперь стали бананы.

Сравнение начала прошлого и нынешнего годов порождает стойкое ощущение дежавю. Совершенно спокойный январь (в прошлом году корзина «НИ» подорожала в среднем на 0,5%, в этом – на 0,3%) и следом – бурный февраль (6,8 и 8,5% соответственно). При этом общую ценовую шкалу вверх потянули опять бананы: в 2009-м средняя цена народного фрукта России выросла на 35%, на этот раз – на 49%. Понятно, что-то тут не так, однако не будем торопиться с выводами.

Как выясняется, причины банановых атак на столичных едоков разные. В прошлом году, когда в феврале заметно дорожали практически все импортные продукты, мы все вместе расплачивались за плавную девальвацию рубля. За ввоз в страну того, что мы сами не выращиваем и не производим, платятся в основном доллары. «Зеленый» тогда, как мы помним, сильно поднялся в цене, оставив рубль внизу, и мы просто не могли этого не почувствовать, приобретая импортные товары, в том числе продукты. На этот раз курсовые игры ни при чем. С одной стороны, Эквадор, главный мировой поставщик бананов, с начала года поднял цены на этот фрукт. По экспертным оценкам, в среднем процентов на 30. С другой – один из крупнейших мировых производителей бананов, входящий, кстати, в российский холдинг, в декабре – январе практически на месяц приостановил поставки из этой южноамериканской страны, где он закупает до 85% товара. Бананы же плывут к нам по морю, поэтому отечественный рынок почувствовал это с некоторым опозданием.

Почему это случилось, для потребителя не так уже важно (по одной версии, компания отказалась выполнять контракты из-за демпинга со стороны конкурентов, по другой – сбыта не нашло то, что уже было завезено ею в конце прошлого года). Для него важно то, что проблемы компании, которая 70% своего товара поставляет в Россию и контролирует более трети нашего бананового рынка, вылились в очень заметный рост розничных цен. Кстати, эксперты оценивают объемы этого рынка в РФ в 900 млн. долларов в год. Страна, уверяют они, потребляет примерно 1 млн. ящиков некогда экзотического фрукта в неделю. Эксперты уверены, что с поставками проблем не будет, все наладится. Однако возврата цен на бананы к прежним уровням, по их прогнозам, возможно, придется подождать до апреля, а то и до мая.

Но, к счастью, не бананом единым жив наш человек. Правда, что касается других продуктов, входящих в наш условный набор (а их более двух десятков), то и они в большинстве своем с точки зрения цен радости столичным потребителям не принесли. Подешевели лишь яблоки, бескостная говядина и макаронные изделия. На весьма скромные 5, 2 и 1% соответственно. И это средний результат по пяти торговым точкам, который конкретные покупатели вполне могли и не заметить. Например, на то же мясо заметно снизилась цена только на Преображенском рынке, тогда как во всех других местах она выросла. Примерно та же история и с макаронами, и с яблоками. Так что любые средние итоги и цифры относительны.

Не изменилась средняя цена только на растительное масло. Все остальное в разной степени подорожало. Банановый рекорд было побить трудно, тем не менее весьма заметно ударили по карманам москвичей свежие огурцы ( 34%), развесная селедка ( 23%), морковь ( 20%) и популярный белый батон под названием «Нарезной» ( 13%). Кстати, если уж мы сравниваем ситуацию с прошлым годом, то тогда пятерка лидеров ценового роста выглядела иначе. В нее кроме многократно упомянутых бананов входили водка «Столичная», апельсины, сливочное масло и сахарный песок. Что для потребителя нужнее и важнее, судить не беремся – о вкусах, как известно, не спорят. Отметим лишь, что общий февральский итог год назад был для москвичей почти на 2% менее болезненным с точки зрения трат на питание.

Что нам ждать от марта? Точный прогноз, увы, не сможет дать никто. Но если судить по опыту прошлых лет, первый весенний месяц расправляется с нашими кошельками не так беспощадно, как февраль. В марте 2009-го общая стоимость продовольственной корзины «НИ» поднялась в среднем лишь на 0,7%. Годом ранее – на 1,5%. Попробуйте угадать, какой продукт задавал тогда ценовой тон. Правильно, бананы, которые подорожали на 22%. Хочется верить, что свою квоту они в этом году уже выбрали. Что же до других цен, то будем надеяться, что сложившуюся мартовскую традицию щадить покупателя они не нарушат и в этот раз.
Источник: newizv.ru

Также в разделе:

Выполнена первая ж/д перевозка фруктов и овощей в рефконтейнерах из Китая в Москву...

Москва съедает 28 тысяч тонн бахчевых за сезон...

"Домашние" соленья для бабушек у метро делают нелегалы в гаражах...

Муниципальные депутаты предлагают узаконить понятие "фермерский продукт"...

Комментарии (0):

Эту новость еще никто не прокомментировал. Ваш комментарий может стать первым.

Войдите на сайт или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать новости.

Также вас может заинтересовать

Каждый третий из всех выращиваемых в Эквадоре бананов отправляется в Россию
3 августа 2012, 13:57
Руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт встретился с послом России в Эквадоре Яном Бурляем. Как сообщает пресс-служба ведомства, Бурляй ознакомил Сергея Данкверта с состоянием российско-эквадорских отношений и обсудил с ним возможности дальнейшего расширения сотрудничества по отдельным...
Эквадор: цены на бананы превысили официально установленный уровень на 60%
20 декабря 2010, 15:10
Активно растущий спрос на эквадорские бананы на фоне снижения производства, привел к тому, что цена на ящик этих фруктов превысила официально установленную государством цену $5,40. Низкое производство стало следствием затянувшегося похолодания в зонах выращивания культуры, а также падения...
Повышение оптовых цен на фрукты в Южном ФО 27-я неделя
2 июля 2010, 16:46
По данным Fruitinfo 27-я неделя характеризуется повышением оптовых цен на фрукты в Южном ФО. Данная положительная динамика объясняется окончанием сезона и соответственно сокращением предложения импортных фруктов на плодовоовощном рынке. Так в связи с уменьшением объемов предложения выросли оптовые...


Авторизуйтесь,
чтобы получить доступ к личному профилю.

Недавние ответы: